Список фантастических фильмов про будущее, которые раскрывают возможности технологического развития и задают вопросы о будущем человечества в журнале «Цифровой Океан». Осторожно, спойлеры!
Представьте себе любой вариант возможного будущего — от самой наивной утопии до самой мрачной антиутопии, от процветающего и величественного мира до мира, лежащего в руинах — и с 90% вероятностью этот вариант уже существует в научно-фантастической литературе.
И с 50% вероятностью — о нем уже снят фильм.Это и неудивительно: в декорации условного будущего можно поместить и невероятного, невозможного в современности героя (аугментированные бойцы — привет вам!), и, наоборот, персонажа, так похожего на нас, с такими же бедами и радостями. Фантастические фильмы про будущее могут оставить действие на Земле — а могут перенести его в космос, на другую планету, в параллельный мир, в ветку альтернативной истории, окружить зрителя инопланетянами или же выбросить его в постапокалипсис и заставить смотреть на медленно (или быстро) гибнущий мир. Однако, если разобраться, то истинная ценность таких футуристических прогнозов (правда, иногда откровенно сказочных и чересчур фантастических) — не в буйстве фантазии авторов, а в том, какие вопросы они поднимают, что пытаются сказать, и как преломляет их сюжет актуальные проблемы современности. Антиутопия, дистопия и утопия — лишь фон для палитры общественных изменений и личностных искажений, которые могут произойти через десять, сто, тысячу лет. А могут и не произойти.
По запросу «фильмы про будущее список» Google сообщает: «Результатов: примерно 2 950 000», а Yandex — «Нашлось 6 тыс. результатов». Составлять эти топы можно по разным параметрам: оценка на IMDB, кассовые сборы, знаковость для массовой культуры, размах фантазии, тщательность прописанного фантдопущения… Работая над нашим списком, «Цифровой Океан» решил остановиться на одном критерии: насколько вопросы, поднимаемые в тех или иных фильмах про будущее, актуальны уже сейчас?
И в итоге в нашем топе не оказался, например, фильм «Эквилибриум» — потому что тоталитарное государство, которое объявило причиной всех бед эмоции и заставило их подавлять… пока уж чересчур фантастическое предположение. Всевозможные вариации фильмов об играх на выживание — от «Бегущего человека» до «Королевской битвы» и «Голодных игр» — тоже оказались за бортом, но уже потому, что проблемы, побудившие создать подобные шоу (пресыщение правящей верхушки, расслоение общества, необходимость стращать и курощать), как правило, отодвигались в таких картинах в сторону и на первый план выдвигались, собственно, динамичные побоища. Также в топ не пробились мелодрамы, вроде «Она» или «Пассажиры» (фантастическое допущение, по сути дела, лишь для создание сеттинга) и, увы, утопии — хотя бы незабвенная «Гостья из будущего» (потому что мир, где счастливые абсолютно все… уж чересчур фантастическое предположение-2).
Итак…
1. «Дюна»
(Dune, 1984 г., реж. Дэвид Линч, США)/ «Дюна» (Frank Herbert's Dune, 2000 г., реж. Джон Харрисон, Великобритания — США — Германия — Италия)/ «Дюна» (Dune, 2021 г., реж. Дени Вильнев, США)/ «Дюна» (Dune, реж. Алехандро Ходоровски, Франция, отменен в 1975 г.)
Когда
21 391 год
Что
Кого-то покорили серебряные стринги Стинга в экранизации Линча, кого-то — декорации и костюмы сериала, кто-то вдохновился визуальными изысками версии Вильнева, а кто-то до сих пор сокрушается по поводу так и не вышедшего фильма Ходоровски… Конечно, «Дюну», культовый эпик фантаста Фрэнка Герберта, больше знают как космооперу, как величественную сагу с мессианскими мотивами, но прежде всего — это история про будущее.
Мир «Дюны» — это человечество спустя 20 000 лет. И уже 10 000 лет как в нем полностью отсутствует искусственный интеллект — следствие некоей священной войны, во время которой «мыслящие машины» восстали против людей, но были уничтожены. В итоге наука и техника в мире «Дюны» пошла по уникальному пути — за счет тщательной селекционной работы и генетических программ в течении тысячелетий, а также благодаря особому веществу, известному, как «спайс». Контроль над спайсом позволит контролировать Вселенную — и вот почему вокруг небольшой пустынной планеты Арракис сплетается тесный клубок политических интриг. Жертва одной из таких интриг, Пол Атрейдес, начинает свою священную войну — против империи...
О чем
Несмотря на вселенский размах, на эпические картины и совершенно новый, пусть и базирующийся на элементах нашего, мир, «Дюна» — это прежде всего рассказ о человеческой природе, вере, политике, религии, науке и семье. О том, что «белый освободитель» не всегда приносит свободу. О том, что политики — пусть даже и в статусе Мессии — не всегда правы.
А еще о том, что отказ от искусственного интеллекта — не всегда зло и путь обратно к шкурам и пещерам. Пусть даже в мире «Дюны» есть спайс, как своеобразный чит-код, однако селекционно-генетические программы и школа тренировки воли, тела и разума… так ли это фантастично на самом деле?
Для справки
Интересный факт: костюмы, которые носили члены Гильдии в фильме 1984 года, были мешками для трупов, найденные в заброшенной пожарной части, построенной в начале 1920-х годов. Сумки уже неоднократно использовались по назначению, но это было скрыто от актеров до окончания съемок.
2. «Сквозь снег»
(Snowpiercer, 2013 г., реж. Пон Чжун Хо, Республика Корея)
Когда
2031 год
Что
Очень часто фильмы про Землю будущего демонстрируют в качестве причины глобальных изменений какой-то катаклизм. Иногда он имеет естественные причины, но чаще всего (слишком соблазнительно, да) — рукотворные: ошибка в расчетах, откровенная глупость или роковая случайность.
Действие фильма (основанного на французском графическом романе Жака Лоба и Жан-Марка Рошетта) «Сквозь снег» происходит в будущем после того, как проект, предназначенный остановить глобальное потепление путем распыления в атмосфере химиката CW-7, вышел из-под контроля. Земля превратилась в ледяную пустыню, по которой несется скоростной поезд с горсткой выживших. Классовое разделение на богатых и бедных, отраженное в том числе и «географически», по расположению в поезде, в конце концов перерастает в открытый конфликт…
О чем
Эксперимент, вышедший из-под контроля, давно уже является популярным жупелом. Его используют не только фильмы про мир будущего, но он так же то и дело появляется в речах политиков, активистов, в прогнозах футурологов, и не сказать, чтобы эти опасения были беспочвенны.
Второй очень любопытный момент, который затрагивает «Сквозь снег» и благодаря которому кино и попало в нашу подборку, — как быстро люди опускаются до уровня своеобразного феодализма и насколько эта структура оказывается живучей (17 лет!). Даже в замкнутом пространстве и в условиях «общего врага» (необходимости выживать при скудных ресурсах) не произойдет объединения, а расслоение только усугубится.
Для справки
Интересный факт: сценарист и режиссер Пон Джун Хо объяснил, что протеиновые батончики, которые едят бедняки, были сделаны из морских водорослей, клубней, сахара и желатина. Актрисе Тильде Суинтон они понравились, хотя остальные плевались.
3. «Район № 9»
(District 9, 2009 г. реж. Нил Бломкамп, ЮАР — США — Новая Зеландия)
Когда
2010 год
Что
Что, если мы не одни в космосе? Если другие планеты обитаемы? Если возможны космические путешествия? Если инопланетяне упадут нам на голову — но окажутся обузой?
События «Района № 9» разворачиваются в ближайшем будущем, это представитель «фантастики ближнего прицела» (строго говоря, даже в некотором смысле альтернативная реальность, где в 1982 над Йоханнесбургом были обнаружены пришельцы). Итак, инопланетяне появились на Земле — однако оказались не высшей расой, от которой можно поиметь выгоду, а простыми рабочими, которые не в состоянии вернуться домой…
О чем
Насыщенный псевдокументальными эпизодами, «Район 9» идет по грани между научной фантастикой и обличением апартеида в ЮАР, став историей о расизме и жестоком обращении с беженцами. Его уникальность и острота в том, что он один из немногих фильмов, где люди выступают как явные злодеи и угнетатели — а инопланетяне не враги, решившие захватить/уничтожить планету. И ведь даже не списать на то, что за долгие годы человечество могло измениться и стать более циничным — увы, максимально малый временной отступ событий фильма от современности не дает этого сделать.
Для справки
Интересный факт: речь инопланетян (щелкающие звуки), была создана путем трения тыквы.
4. «Остров»
(The Island, 2005 г. реж. Майкл Бэй, США)
Когда
2019 год
Что
В небольшом обществе, изолированном от остального «загрязненного после катастрофы» мира, люди с нетерпением ждут итогов регулярной лотереи — и счастливчики смогут отправиться на идеальный, пригодный для нормальной жизни Остров…
О чем
Будучи средней руки боевичком с предсказуемой сюжетной линией (а еще и скандалом по поводу плагиата сюжета фильма 1978 года «Части: Ужас Клонуса»), «Остров», тем не менее, поднимает вопросы, которые станут весьма актуальными после того, как биотехнологии клонирования достигнут своего пика: одинаковы ли будут в правах люди и клоны? Этично ли создавать клонов в качестве «живого хранилища» органов? И самый горячий, даже пылающий сейчас вопрос: точно ли мы уверены, что наука сейчас не занимается запрещенными исследованиями? Кто сможет утверждать, что корпорации, заверяющие нас в этичности своих разработок — не лгут?
Для справки
Интересный факт: телефон, которым пользовался Том Линкольн, — модель Nokia 8800/8801. Во время съемок фильма это был просто концептуальный телефон; впоследствии он был выпущен массово.
5. «Облачный атлас»
(Cloud Atlas, 2012 г., реж. Том Тыквер, Лана и Эндрю Вачовски, Германия — США — Гонконг — Сингапур — Китай)
Когда
1849/1936/1973/2144/2321 гг.
Что
Одни фильмы про будущее человечества описывают развитие науки и техники, другие же — наоборот, погружают мир в состояние первобытности, заставляя вновь и вновь идти по пути развития.
«Облачный атлас» — сложный, неоднозначный и даже спорный фильм. Это шесть различных сюжетных линий, которые разворачиваются в шести совершенно разных периодах времени, связанные только разрозненными документами. Актерский состав меняет роли и даже этническую принадлежность и пол персонажей несколько раз на протяжении фильма. Будущее и прошлое переплетаются в «Облачном атласе», и он становится историей о том, как люди повторяют модели поведения вне зависимости от эпохи.
Здесь нас интересуют два сегмента, связанные с будущим. «Откровение Сонми-451» рассказывает о высокотехнологическом будущем, где люди разделены на «чистокровных» (рожденных) и «фабрикантов» (клонов). А «Переправа возле Слуши и все, что после» демонстрирует постапокалиптический мир, с кланами мирных жителей, каннибалов и ученых, сохранивших знания о погибшей цивилизации — и с колониями где-то в космосе.
О чем
Сегмент 2144 года поднимает вопрос клонирования и того, какие общественные изменения в будущем он может повлечь за собой: от социального неравенства до откровенного потребительского отношения. Сегмент 2321 весьма шокирующе выбрасывает зрителя после картин хоть и антиутопической, но высокоразвитой цивилизации, в мир, близкий к первобытности. Что заставляет задуматься, как тонка и хрупка грань между научно-техническим прогрессом и регрессом к дикости.
Для справки
Интересный факт: номер 451 (квартира Луизы Рей и имя Сонми-451) взят из классического научно-фантастического романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Он обозначает температуру, необходимую для сжигания книг.
6. «Гаттака»
(Gattaca, 1997 г., реж. Эндрю Никкол, США)
Когда
«Недалекое будущее»
Что
Фильмы о потенциальном будущем нередко ищут идеи в настоящем — вот и создатели картины «Гаттака» не стали далеко ходить, использовав широко популярные когда-то идеи евгеники и разрабатываемую сейчас методику редактирования геномов с помощью CRISPR.
Итак, авторы «Гаттаки» рисуют ближайшее будущее, в котором те, кто еще на стадии эмбриона подвергся генной инженерии, будут пользоваться классовыми привилегиями по сравнению с остальными. Главный герой мечтает стать астронавтом, — но путь туда ему закрыт. Приходится идти на хитрость, заключив сделку с «годным» и выдав себя за него…
О чем
Несмотря на всю свою видимую фантастичность, проблема, поднимаемая в «Гаттаке» сейчас актуальна как никогда — учитывая живейшее обсуждение технологий CRISPR на всех уровнях, включая заседания в американском конгрессе. Да, в мире «Гаттаки» евгеника не считается морально сомнительной, дети, рожденные с ее помощью — полноправные и привилегированные члены общества, — а само общество при этом не проявляет черты антиутопии. Ведь рождение «негодного» — это результат осознанного выбора родителей, да и «негодных» никто не пускает в расход, на переработку или в пищу для «годных». Стоит ли идеальный мир убитых мечтаний пары тысяч человек? Этично ли создавать совершенных людей, — пусть даже они и творят идеальность мира?
Для справки
Интересный факт: название фильма основано на буквах G, A , T и C, которые обозначают гуанин, аденин, тимин и цитозин, четыре азотистых основания ДНК.
7. «Интерстеллар»
(Interstellar, 2014 г., реж. Кристофер Нолан, США — Великобритания)
Когда
2067 год
Что
Мало какой топ фильмов про будущее обходится без весьма амбициозного фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар». Экологическое будущее в нем представлено весьма катастрофическим: засуха приводит к продовольственному кризису, который невозможно преодолеть. Это побуждает ученых искать другие миры для колонизации и выживания человечества. В червоточине около Сатурна обнаруживается путь к галактике, расположенной около черной дыры. Шанс на спасение? — это предстоит узнать героям…
О чем
Кризис, связанный с изменением климата, до сих пор делает отправную точку «Интерстеллара» актуальной, а прославление в фильме научного прогресса подслащает пилюлю. «Интерстеллар» можно обвинять в занудности или излишней сложности, но это без сомнения, выдающаяся картина. Реальные и сложнейшие научные исследования пространственно-временного континуума и теории относительности (автор идеи фильма и научный консультант лауреат Нобелевской премии по физике 2017 года Кип Торн) тесно переплетаются с вопросами героизма, ответственности, смелости и трусости, любви и преданности.
«Интерстеллар» — кино, которое в своем описании будущего максимально базируется на современной ситуации и вытекающей из нее реальной перспективы (как антиутопично-экологической, так и утопично-научной). Станет ли оно пророческим хоть в одном?
Для справки
Интересный факт: черная дыра, появляющаяся на экране, была настолько точно воссоздана с научной точки зрения, что на рендеринг каждого кадра в уходило около 100 часов. Это означает, что каждая секунда на экране занимала около 100 дней работы.
8. «Черное зеркало»
(Black Mirror, 2011 — наст. время, шоураннер — Чарли Брукер, Великобритания — США)
Когда
Современность-ближайшее будущее-отдаленное будущее.
Что
Антология «Черное зеркало» уже заслужила статус легендарной. Здесь и виртуальная реальность, и робототехника, и альтернативные реальности, и технологии будущего. В ее историях можно увидеть и социальный кредитный рейтинг, и контактные линзы с камерами, и облачное пространство для хранения сознания, и многое другое.
О чем
Каждый эпизод сериала — отдельная история, с самостоятельными персонажами и сеттингами, не перекликающимися и не пересекающимся, не встроенными в какую-то общую хронологию или вселенную. Единственное, что их объединяет — это вопрос влияния технологий на человечество. И, как правило, ответ на этот вопрос оказывается весьма негативным. Технологии в «Черном зеркале» доведены до той точки, когда их благо для всего общества становится злом для индивидуума. Если наказание за преступление — то иезуитски коварное и жестокое. Если контроль над личной жизнью человека — то тотальный. Авторы «Черного зеркала» развивают уже имеющиеся технологии и проекты, доводят их возможности до абсолюта — и предоставляют зрителю футуристический и печальный прогноз.
Однако, справедливости ради, в некоторых сериях дистопия сдает позиции и можно увидеть кусочки если и не идеального, то хотя бы приемлемого будущего. Где главным злом оказывается не технология, а человек.
Для справки
Интересный факт: через десять дней после того, как в серии «Крокодил» появился самоуправляемый грузовик для доставки пиццы, Toyota и Pizza Hut представили планы беспилотного автомобиля для доставки пиццы на выставке Consumer Electronics Show 2018.
9. «Бегущий по лезвию»
(Blade Runner, 1982 г., реж. Ридли Скотт, США)
Когда
2019 год
Что
«Бегущий по лезвию», экранизация повести Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», — один из самых влиятельных и знаковых научно-фантастических фильмов, видение будущего которого до сих пор не оставляет в покое режиссеров и иллюстраторов. Картина, благодаря которой киберпанк окончательно утвердился в культуре как поджанр.
Итак, в футуристическом обществе существуют роботы, называемые репликантами, внешне ничем не отличающиеся от людей. Когда четверо репликантов выходят из-под контроля и начинают сеять хаос в городе, задачу по их поимке ставят перед детективом специального отдела…
О чем
Свобода, идентичность, тонкая грань между живым и неживым — вопросы, которые постоянно возникают в фильмах о роботах или искусственном интеллекте. Но именно в «Бегущем по лезвию» они обрели особую пронзительность, насытив картину некоей обреченной утонченностью. Антиутопический мир, пронизанный неоновыми вспышками, технологии, достигшие невиданных высот и клубок противоречий «кто я?» — все это исчезнет во времени, как слезы под дождем…
Для справки
Интересный факт: термин «репликанты» нигде не используется Диком. В повести они именуются «андроидами» или «энди». В фильме отказались от этих терминов, опасаясь, что на экране они прозвучат комично. Термин «репликанты» связаны с теорией репликации — процесса, при котором клетки дублируются для целей клонирования.
А вот тут мы рассказываем о лучших фильмах про роботов и киборгов.
10. «Матрица»
(The Matrix, 1999 г., реж. братья Вачовски, США — Австралия)
Когда:
Время действия в симуляции — 1998-1999 гг., в реальном мире — отдаленное будущее.
Что
Немногие фильмы, созданные по оригинальному сценарию, оказали такое влияние на научную фантастику и массовую культуру, как хит от братьев (на тот момент) Вачовски. «Матрица» имела продолжения, но первая часть — один из самых знаковых фильмов за всю историю научно-фантастического кино.
Томас Андерсон — программист, известный под псевдонимом «Нео». Когда он встречает Морфеуса, то узнает истинную судьбу человечества и Матрицы...
О чем
Справедливости ради, истории о виртуальной реальности и искусственном интеллекте, а также о симуляции, в которой пребывает герой/человечество, были и до этого (например, фильм «13 этаж», вышедший в том же 1999 году), однако именно «Матрица» вывела этот сюжет на новый уровень.
«Матрица» рисует устрашающую картину мира, где доминирует виртуальная реальность, противопоставляя отточенную кибер-эстетику симуляции и грязную постапокалиптику реальности. Сейчас, когда искусственный интеллект развивается даже не семимильными, а стомильными шагами, когда нейросети угрожают доходам художников, копирайтеров, писателей и даже — о ужас! — самим программистам, идея мира, где люди лишь батарейки, остра как никогда.
Для справки
Интересный факт: Хьюго Уивинг, играющий агента Смита, голосом подражал классическим дикторам новостей 1950-х годов.
Составлять подборку фильмов — все равно что готовить званый ужин по всем правилам этикета. Достаточно минимального изменения в расстановке столов, корректировке меню или поправок в списке приглашенных — и уже вечер будет совершенно иным. Так и с кино-топами: достаточно чуть изменить критерии, добавить немного субъективности (или, наоборот, максимально объективно оперировать цифрами) — и перед нами уже совершенно иной список, в котором будут повторяться от силы два-три фильма, а может быть — и ни один. Может быть, у вас свои критерии и свой топ?
Universal - Dino De Laurentiis C / Collection ChristopheL via AFP / East News, Snowpiercer / Moho Film / Collection Christophel via AFP / East News, Parkes+MacDonald Image Nation / Collection Christophel via AFP / East News, 2013 Warner Bros Entertainment I / Collection Christophel via AFP / East News, The Ladd Company / Collection Christophel via AFP / East News
Свежие комментарии