Лучшие игровые мониторы и видеокарты оснащены множеством функций, но один из аспектов, который часто упускается из виду, – это подключение DisplayPort и HDMI. В чем разница между ними и что лучше использовать для игр?
Если вы находитесь в процессе выбора нового монитора или\u000Aвидеокарты для ПК, то перед покупкой вам следует рассмотреть возможности обеих\u000Aсторон соединения – видеовыхода вашей видеокарты и видеовхода вашего дисплея.
Проще\u000Aвсего подключить кабель, прилагаемый к монитору, к компьютеру и на этом закончить,\u000Aно существуют различия, которые часто могут означать потерю частоты обновления,\u000Aкачества цвета или того и другого, если вы не будете внимательны. Итак – DisplayPort или HDMI?Основные типы подключения дисплея

Новейшими\u000Aстандартами подключения дисплеев являются DisplayPort\u000Aи HDMI (High-Definition Multimedia Interface). DisplayPort впервые появился в 2006 году, а HDMI – в 2002 году. Оба стандарта являются цифровыми, что\u000Aозначает, что все данные о пикселях на экране представлены в виде 0 и 1,\u000Aпоскольку они передаются по кабелю, а преобразование этой цифровой информации в\u000Aизображение на экране зависит от монитора.
В более ранних\u000Aцифровых мониторах использовались разъемы DVI (Digital Visual Interface), а в совсем старых\u000A– аналоговые VGA (Video Graphics Array), наряду с компонентными RGB, S-Video, композитным видео, EGA и CGA. Не стоит использовать VGA или любой из этих разъемов сейчас. Они устарели, а это\u000Aзначит, что любой новый графический процессор, скорее всего, не будет\u000Aподдерживать этот порт, а даже если и будет, вы будете использовать аналоговый\u000Aсигнал, который подвержен помехам.
DVI – это минимум, который необходимо\u000Aиспользовать в наши дни, но даже он имеет свои ограничения. Он имеет много\u000Aобщего с ранним HDMI, только без поддержки\u000Aаудио. Он отлично подходит для игр в разрешении 1080p или 1440p, если у вас есть\u000Aдвухканальное соединение. Dual-link DVI-D – это, по сути, удвоение пропускной способности одноканального DVI-D за счет дополнительных\u000Aконтактов и проводов, и большинство современных графических процессоров с\u000Aпортом DVI поддерживают dual-link. Но действительно\u000Aсовременные видеокарты, такие как серия Ada Lovelace RTX 40\u000Aот Nvidia и серия RDNA 3 RX 7000 от AMD, в настоящее время практически никогда не имеют разъемов DVI.
Есть еще Thunderbolt 2/3, но это, по сути, просто DisplayPort через порт Thunderbolt. Thunderbolt 2 поддерживает DisplayPort 1.2, а Thunderbolt 3 – видео DisplayPort 1.4. Также\u000Aвозможно передавать HDMI 2.0 через Thunderbolt 3 при наличии соответствующего оборудования.
Для более новых\u000Aдисплеев лучше использовать DisplayPort или HDMI. Но есть ли явный победитель между этими двумя вариантами?\u000AДавайте разберемся.
DisplayPort против HDMI:\u000Aтехнические характеристики и разрешения

Не все соединения\u000ADisplayPort и HDMI одинаково полезны. Стандарты DisplayPort и HDMI имеют\u000Aобратную совместимость, то есть вы можете подключить HDTV середины прошлого\u000Aвека, и он будет работать с новой видеокартой серии RTX 20 или RX 5000. Тем не менее,\u000Aсоединение между вашим дисплеем и видеокартой будет использовать наилучший\u000Aвариант, поддерживаемый как передающей, так и принимающей сторонами соединения.\u000AЭто может означать, что лучший игровой монитор 4K с частотой 144 Гц и HDR может\u000Aработать в режиме 2K и 60 Гц на старой видеокарте!
Все цифровые соединения – DisplayPort, HDMI\u000Aи даже DVI-D – в конечном итоге сводятся\u000Aк требуемой пропускной способности. Каждый пиксель на вашем дисплее имеет три\u000Aкомпонента: красный, зеленый и синий (RGB) – в качестве альтернативы можно использовать luma, разность цветности\u000Aсинего и разность цветности красного (YCbCr/YPbPr).\u000AЧто бы ни отображал ваш GPU\u000A(обычно 16-битный RGBA\u000Aс плавающей точкой, где A\u000A– информация об альфа/прозрачности), эти данные преобразуются в сигнал для\u000Aвашего дисплея.
Исторически стандартом было 24 бита цвета, или по 8 бит для\u000Aкрасного, зеленого и синего цветов. HDR и дисплеи с высокой глубиной цвета позволили снизить этот\u000Aпоказатель до 10 бит, а также до 12 и 16 бит, хотя последние два варианта\u000Aиспользуются в основном в профессиональной сфере. В целом, сигналы дисплея\u000Aиспользуют либо 24 бита на пиксель (bpp), либо 30 bpp,\u000Aпричем лучшие HDR-мониторы\u000Aпредпочитают 30 bpp.\u000AУмножив глубину цвета на количество пикселей и частоту обновления дисплея, вы\u000Aполучите минимально необходимую пропускную способность. Мы говорим «минимальная»,\u000Aпотому что существует ряд других факторов.
Тайминги дисплея – это относительно сложные расчеты.\u000AРуководящий орган VESA\u000Aустанавливает стандарты, и есть даже удобная таблица, которая выдает\u000Aфактические тайминги для заданного разрешения. Например, монитор с разрешением\u000A1920x1080 и частотой\u000Aобновления 60 Гц использует 2000 пикселей на горизонтальную линию и 1111 линий\u000Aпосле добавления всех временных параметров. Это связано с тем, что необходимо\u000Aучитывать интервалы бланкирования дисплея. (Эти интервалы гашения частично\u000Aостались со времен аналоговых ЭЛТ-экранов, но стандарты все еще включают их для\u000Aцифровых дисплеев).
Однако все вышесказанное относится к несжатым сигналам. В DisplayPort 1.4 добавлена\u000Aопция Display Stream Compression\u000A1.2a (DSC), которая также является частью HDMI 2.1. В двух словах, DSC помогает преодолеть\u000Aограничения пропускной способности, которые становятся все более\u000Aпроблематичными по мере увеличения разрешения и частоты обновления. Например,\u000Aбазовое разрешение 24 bpp\u000Aпри 8K и 60 Гц требует\u000Aпропускной способности 49,65 Гбит/с, а для цвета HDR 10 bpp – 62,06 Гбит/с. Разрешение 8K 120 Гц 10 bpp HDR, которое мы, вероятно,\u000Aбудем чаще видеть в будущем, требует 127,75 Гбит/с.
DSC позволяет достичь степени сжатия до 3:1 за счет\u000Aпреобразования в YCgCo и использования кодирования Delta PCM. Это обеспечивает\u000Aрезультат «без визуальных потерь» (а иногда и действительно без потерь, в\u000Aзависимости от того, на что вы смотрите). С DSC даже HDR 8K 120 Гц внезапно\u000Aстановится жизнеспособным, причем для этого требуется полоса пропускания «всего»\u000A42,58 Гбит/с.
Однако с DSC есть одна проблема: довольно слабая поддержка.\u000AБольшинство новейших графических процессоров прекрасно справляются с\u000Aподключением через DisplayPort, но карты предыдущего поколения или двухлетней\u000Aдавности могут даже не позволить вам использовать частоту 240 Гц. Короче\u000Aговоря, качество кабеля и аппаратная реализация DSC по-прежнему играют важную\u000Aроль.
И HDMI, и DisplayPort могут также передавать звук, для\u000Aкоторого также требуется пропускная способность, хотя по сравнению с видео она\u000Aничтожно мала. DisplayPort и HDMI в настоящее время используют максимум 36,86\u000AМбит/с для аудио, или 0,037 Гбит/с, если считать в тех же единицах, что и\u000Aвидео. Более ранние версии каждого стандарта могут использовать еще меньше\u000Aданных для аудио. Важно отметить, что HDMI поддерживает сквозное аудио, а\u000ADisplayPort – нет. Если вы планируете подключить графический процессор к\u000Aусилителю, HDMI будет лучшим решением.
DisplayPort: выбор\u000Aдля ПК

В настоящее время DisplayPort 1.4 является самой мощной и доступной версией\u000Aстандарта DisplayPort.\u000AСпецификация DisplayPort\u000A2.0 была выпущена в июне 2019 года, и графические процессоры Arc Alchemist от Intel и RDNA 3 от AMD поддерживают этот стандарт (который\u000Aс тех пор был перенесен на DisplayPort\u000A2.1). Nvidia, в свою\u000Aочередь, решила придерживаться DisplayPort\u000A1.4a в своих Ada Lovelace.
В настоящее время существуют карты с поддержкой DisplayPort 2.1, но они все\u000Aеще находятся на разных уровнях. Графические процессоры Arc от Intel поддерживают 10 Гбит/с на линию,\u000Aчто обеспечивает максимальную скорость соединения 40 Гбит/с (без учета\u000Aкодирования 128b/132b). AMD выбрала более быструю скорость 13,5\u000AГбит/с на полосу (всего 54 Гбит/с), но ни одна из компаний не поддерживает\u000Aпотенциальный вариант 20 Гбит/с на полосу. Но, возможно, более важной проблемой\u000Aсейчас является не поддержка GPU.
Дисплеев с поддержкой DisplayPort 2.1 по-прежнему не так много. Последние и самые\u000Aлучшие модели AMD\u000Aподдерживают DisplayPort\u000A2.1, но очень мало людей купили эти карты. Решение Nvidia придерживаться DisplayPort 1.4a, несомненно, также сыграет свою роль,\u000Aпоскольку на него по-прежнему приходится 75% или более продаж всех GPU. DisplayPort 1.4 даже не имеет такой\u000Aпропускной способности, как HDMI\u000A2.1, но его достаточно для передачи данных до 4K 240 Гц и 8K 60 Гц с DSC, а поддержка HDMI 2.1 есть для тех, кому нужно до 48\u000AГбит/с.
Одним из преимуществ DisplayPort является то, что переменная частота обновления (VRR) является стандартом со\u000Aвремен DisplayPort 1.2a. Большой плюс – прочный\u000Aразъем DisplayPort (не mini-DisplayPort), который имеет крючки,\u000Aзащелкивающиеся для надежной фиксации кабелей. Почти так же надежно, как\u000Aвинтики на старых разъемах. (Это мелочь, если вы ни разу не выдергивали случайно\u000Aкабели). DisplayPort\u000Aтакже позволяет подключать несколько дисплеев к одному порту с помощью\u000Aмногопотокового транспорта (MST),\u000Aа его сигнал можно передавать через разъем USB Type-C,\u000Aкоторый также поддерживает MST.
Поскольку стандарт развивался на протяжении многих лет, не\u000Aвсе кабели DisplayPort будут правильно работать на максимальных скоростях.\u000AПервоначальная спецификация Display 1.0-1.1a допускала использование кабелей\u000ARBR (пониженная скорость передачи данных) и HBR (высокая скорость передачи\u000Aданных), способных передавать 5,18 Гбит/с и 8,64 Гбит/с соответственно. В\u000Aверсии DisplayPort 1.2 появился HBR2, который удвоил максимальную скорость\u000Aпередачи данных до 17,28 Гбит/с и совместим со стандартными кабелями HBR DisplayPort.\u000AHBR3 в DisplayPort 1.3-1.4a увеличил скорость до 25,92 Гбит/с и добавил\u000Aтребование к сертифицированным кабелям DisplayPort DP8K.
Наконец, DisplayPort 2.1 добавляет три новых режима передачи\u000Aданных: UHBR 10 (Ultra High Bit Rate), UHBR 13.5 и UHBR 20. Число относится к\u000Aпропускной способности каждой полосы, а DisplayPort использует четыре полосы,\u000Aпоэтому UHBR 10 обеспечивает скорость до 40 Гбит/с, UHBR 13.5 – 54 Гбит/с, а\u000AUHBR 20 достигает максимума в 80 Гбит/с. Все три стандарта UHBR, к счастью,\u000Aсовместимы с одними и теми же сертифицированными DP8K кабелями и используют\u000Aкодирование 128b/132b, обеспечивая скорость передачи данных 38,69 Гбит/с, 52,22\u000AГбит/с и 77,37 Гбит/с соответственно.
Официально максимальная длина кабеля DisplayPort составляет\u000Aдо 3 м, что является одним из потенциальных недостатков, особенно для\u000Aпотребительской электроники.
При максимальной скорости передачи данных 25,92 Гбит/с\u000ADisplayPort 1.4 может обрабатывать разрешение 4K при 24-битном цвете на частоте\u000A98 Гц, а при снижении до 4:2:2 YCbCr – до 144 Гц с HDR. В качестве альтернативы\u000ADSC позволяет работать с разрешением до 4K и 240 Гц, даже с HDR. Имейте в виду,\u000Aчто мониторы 4K HDR с частотой 144 Гц и выше имеют высокую цену, поэтому\u000Aгеймеры, скорее всего, будут смотреть на что-то вроде 144 Гц при 1440p. Для\u000Aэтого требуется всего 14,08 Гбит/с для 24-битного цвета или 17,60 Гбит/с для\u000A30-битного HDR, с чем DP 1.4 легко справится.
Если вы задаетесь вопросом о контенте 8K в будущем, то\u000Aреальность такова, что хотя в настоящее время он возможен через DSC и\u000ADisplayPort 1.4a, дисплеи и аппаратное обеспечение ПК, необходимое для работы с\u000Aними, обычно недоступны для потребительских бюджетов. GeForce RTX 4090 как-то\u000Aпреодолевает это ограничение, но плотность пикселей 8K часто превышает скромное\u000Aчеловеческое зрение. К тому времени, когда разрешение 8K станет жизнеспособным\u000Aкак с точки зрения цены, так и с точки зрения производительности GPU,\u000Aнеобходимой для его нормальной работы, мы, вероятно, переживем еще одно или три\u000Aпоколения аппаратных средств GPU.
HDMI: выбор для бытовой\u000Aэлектроники

Обновления HDMI\u000Aподдерживают актуальность стандарта уже более 18 лет. Самые ранние версии HDMI уже устарели, но более\u000Aпоздние увеличили пропускную способность и расширили возможности.
HDMI\u000A2.0b и более ранние\u000Aверсии в некотором смысле «уступают» DisplayPort 1.4, но если вы не пытаетесь работать с очень высоким\u000Aразрешением или частотой обновления, вы, скорее всего, не заметите разницы.\u000AПолный 24-битный цвет RGB\u000Aпри 4K 60 Гц стал\u000Aдоступен после выхода HDMI\u000A2.0 в 2013 году, а более высокие разрешения и/или частоты обновления возможны\u000Aпри использовании вывода YCbCr\u000A4:2:0 – хотя обычно его не стоит использовать с текстом на ПК, так как в этом\u000Aслучае края могут выглядеть нечеткими.
Для пользователей AMD FreeSync, HDMI\u000Aтакже поддерживает VRR\u000Aс версии 2.0b через\u000Aрасширение AMD, но VRR стал частью официального\u000Aстандарта с HDMI 2.1. И\u000AAMD, и Nvidia поддерживают HDMI 2.1 с VRR, начиная с Turing и RDNA 2. Nvidia также решила назвать свое решение\u000AHDMI 2.1 VRR «G-Sync Compatible», и вы можете\u000Aнайти список всех официально протестированных и поддерживаемых дисплеев на\u000Aсайте Nvidia.
Большим преимуществом HDMI является его повсеместное распространение. Миллионы устройств\u000Aпоставлялись с HDMI в\u000A2004 году, когда стандарт только зарождался, а теперь он повсюду. Сегодня\u000Aустройства бытовой электроники, такие как телевизоры, часто включают поддержку\u000Aтрех и более портов HDMI.\u000AТелевизоры и бытовая электроника поставляются с устройствами HDMI 2.1 уже некоторое время, еще до\u000Aпоявления поддержки в ПК.
Требования к кабелям HDMI менялись с течением времени, как и к DisplayPort. Одним из главных\u000Aпреимуществ является то, что высококачественные кабели HDMI могут быть длиной до 15 м – в пять\u000Aраз длиннее, чем DisplayPort.\u000AЭто может быть не так важно для дисплея, стоящего на вашем столе, но может быть\u000Aважно для домашнего кинотеатра. Первоначально HDMI имел две категории кабелей:\u000AКатегория 1 или «стандартные» кабели HDMI, предназначенные для низких разрешений и/или коротких\u000Aрасстояний, и Категория 2 или «высокоскоростные» кабели HDMI, способные передавать изображение в\u000Aформатах 1080p при 60\u000AГц и 4K при 30 Гц на\u000Aдлину до 15 м.
Совсем недавно в версии HDMI 2.0 появились кабели «Premium\u000AHigh Speed», сертифицированные на скорость 18 Гбит/с, а в версии HDMI 2.1\u000Aпоявился четвертый класс кабелей – «Ultra High Speed» HDMI, который может\u000Aработать со скоростью до 48 Гбит/с. HDMI также позволяет передавать сигналы\u000AEthernet по кабелю HDMI, хотя это редко используется в мире ПК.
HDMI 2.1 позволяет передавать сигналы со скоростью до 48\u000AГбит/с, а также поддерживает DSC. Теоретически это означает, что разрешение и\u000Aчастота обновления до 4K при 480 Гц или 8K при 120 Гц поддерживаются через одно\u000Aсоединение и кабель. Пока не известно о каких-либо дисплеях 4K 480 Гц, хотя\u000Aпрототипы телевизоров 8K 120 Гц были показаны на выставке CES.
DisplayPort против HDMI: итог для геймеров

Мы рассмотрели технические подробности DisplayPort и HDMI, но какой из них лучше для игр?\u000AОтчасти это зависит от того, какое оборудование вы уже имеете или планируете\u000Aприобрести. Оба стандарта способны обеспечить хороший игровой опыт, но если вы\u000Aхотите получить лучшее из возможного, то на данный момент DisplayPort 1.4 в целом лучше HDMI 2.0, HDMI 2.1 технически выигрывает у DP 1.4, а DisplayPort 2.1 превосходит HDMI 2.1. Проблема в том, что\u000Aдля нормальной работы вам потребуется, чтобы и ваша видеокарта, и ваш дисплей\u000Aподдерживали нужный вам стандарт.
Для геймеров Nvidia\u000Aлучшим вариантом на данный момент является подключение DisplayPort 1.4 к дисплею,\u000Aсертифицированному G-Sync (совместимому или\u000Aофициальному). В качестве альтернативы также подойдет HDMI 2.1 с более новым дисплеем. Карты RTX 30-й и 40-й серий поддерживают\u000Aодни и те же стандарты подключения (с большим или меньшим успехом). Большинство\u000Aвидеокарт поставляются с тремя портами DisplayPort и одним выходом HDMI, хотя можно найти и модели с двумя HDMI и двумя (или тремя) портами DisplayPort – одновременно\u000Aподдерживаются только четыре активных выхода.
Что делать, если у вас уже есть монитор, который не работает\u000Aс более высокой частотой обновления, не поддерживает G-Sync или FreeSync\u000Aи имеет входы HDMI и DisplayPort? Если\u000Aпредположить, что ваша видеокарта также поддерживает оба входа (а она, скорее\u000Aвсего, поддерживает, если была выпущена в последние пять лет), то во многих\u000Aслучаях выбор подключения не имеет значения.
2560x1440\u000Aпри фиксированной частоте обновления 144 Гц и 24-битном цвете отлично работает\u000Aчерез DisplayPort 1.2\u000Aили выше, а также HDMI\u000A2.0 или выше. Все, что ниже этого, будет отлично работать при любом\u000Aподключении. Единственная оговорка заключается в том, что иногда при\u000Aподключении HDMI на\u000Aмониторе по умолчанию будет установлен ограниченный диапазон RGB, но это можно исправить в настройках\u000Aдисплея AMD или Nvidia. (Это происходит\u000Aпотому, что старые телевизионные стандарты использовали ограниченный цветовой\u000Aдиапазон, и некоторые современные дисплеи все еще думают, что это хорошая идея.\u000AНо это не так.
Есть и другие варианты использования, которые могут\u000Aподтолкнуть вас к DisplayPort,\u000Aнапример, использование MST\u000Aдля последовательного подключения нескольких дисплеев к одному порту. Это не\u000Aочень распространенный сценарий, но DisplayPort делает его возможным. С другой стороны, домашний\u000Aкинотеатр по-прежнему предпочитает HDMI, а вспомогательный канал может улучшить совместимость с\u000Aуниверсальным пультом дистанционного управления. Если вы подключаете ПК к\u000Aтелевизору, вам обычно нужен HDMI,\u000Aпоскольку телевизоров с входом DisplayPort\u000Aне так много.
Вы можете работать с 4K при 60 Гц в обоих стандартах без DSC, поэтому только при 8K или 4K с частотой обновления выше 60 Гц вы\u000Aдействительно столкнетесь с ограничениями новейших графических процессоров.
В конечном итоге, несмотря на определенные технические\u000Aпреимущества DisplayPort\u000Aи некоторые особенности HDMI,\u000Aкоторые могут сделать его лучшим выбором для использования в потребительской\u000Aэлектронике, эти два стандарта во многих областях пересекаются. Группа\u000Aстандартов VESA,\u000Aотвечающая за DisplayPort,\u000Aориентируется на растущее внедрение в ПК, в то время как HDMI определяется консорциумом\u000Aпотребительской электроники и в первую очередь имеет в виду телевизоры. Но в\u000Aконечном итоге DisplayPort\u000Aи HDMI имеют схожие\u000Aвозможности.
Свежие комментарии